Децентрализация только на бумаге? Херсонские депутаты в надежде выездного заседания Кабмина

Сессия Херсонского городского совета, состоявшаяся 5 июня текущего года, приняла обращение к Президенту Украины Петру Порошенко и Премьер-Министру Украины Владимиру Гройсману с просьбой инициировать и провести в Херсоне выездное заседание Кабинета Министров Украины.

Судя из приведенной в упомянутом обращении аргументации, принимаемые в киевских кабинетах власти законодательные и нормативные акты и фактические действия в министерских кабинетах вводят городских избранников в состояние когнитивного диссонанса. Основным катализатором данного состояния стал Министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян. Одно из требований, проголосованного в Херсоне решения, рассмотреть на заседании КМУ «способность Министра инфраструктуры Украины исполнять свои обязанности и его преступную бездеятельность как фактор противодействия укреплению экономической стабильности и безопасности в области, которая граничит с оккупированной Автономной Республикой Крым» выглядит отнюдь не без основательным.

Но, обо всем по порядку:

Объявленная реформа децентрализации и решение использования позитивного опыта литовских партнеров

Херсон, как город, с момента своего создания, тесно связан с Херсонским морским портом. За более чем двухсот летнюю историю город и порт развивались совместно. Данный факт, на подсознательном уровне коренного херсонца, создал причинно-следственную цепочку восприятия взаимосвязи их развития. Развивается морской порт – развивается и город, проблемы в порту отражаются проблемами в городе. На сколько данная взаимосвязь актуальна в наше время судить сложно, но то, что порт остается одним из градообразующих предприятий – бесспорно.

Тем не менее, с моментом объявления в 2014 году в киевских кабинетах власти реформы децентрализации, одним из первых объектов необходимого реформирования и развития в Херсонском городском совете был определен Херсонский морской торговый порт. В качестве примера успешного реформирования, с реализацией модели государственно-частного партнерства, был выбран морской порт литовского города Клайпеда. Официальное письмо, за подписью мэра Херсона, с просьбой в подготовке проекта реформирования и развития Херсонского порта, уходит в адрес литовских партнеров. Данная идея, судя по всему, стала одним из факторов объединения представителей депутатского корпуса в Херсонском городском совете от всех представленных там партий. Случай на сколько уникальный на столько и демонстрирующий важность для города судьбы его порта.

Как рассказывали сами депутаты, они прекрасно понимали, что пройти путь от идеи внедрения в Херсоне опыта коллег из Клайпеды до проведения конкурса по определению частного партнера для реализации самого проекта будет долгим и сложным. Опираясь на действующие нормы Закона Украины «О государственно частном партнерстве» необходимо было:

- подготовить технико-экономическое обоснование проекта;

- найти донорские организации, готовые профинансировать работы по подготовке данного ТЭО;

- провести детальный анализ подготовленного проекта, его открытые обсуждения;

- найти заинтересованных в реализации проекта и готовых выступить в качестве инициатора внесения его на рассмотрение Министерства инфраструктуры Украины.

И лишь после всего этого ждать результатов проведения Министерством конкурса, в надежде что он будет проведен открыто, прозрачно, незаангажированно а не как обычно…

Преемственность беспредела?

То, что в Министерстве инфраструктуры Украины как то «странно» интерпретируют объявленный курс на децентрализацию власти, «первый звоночек» для херсонских депутатов прозвучал еще в конце 2015 – начале 2016 годов. Тогда, с энтузиазмом и не скрываемой энергией херсонские городские власти обсуждали первые успехи и результаты проделанной работы специалистами Литвы. Появились первые надежды о привлечении для участия в конкурсе и реализации готовящегося проекта группы авторитетных в транспортно-логистической сфере, имеющих опыт работы в портах и с портами разных стран предприятий. При этом, Министерство инфраструктуры Украины о ходе и результатах проводимой роботы своевременно информировали. Да и само Министерство сообщило на своем сайте о появлении, благодаря партнерам из Литвы, перспектив реформирования и развития Херсонского МТП.

Вот только их последующие действия как то выглядели не логично. В Министерстве, зная об уже проделанном большом объеме работы литовскими специалистами, принимают решение привлечь за деньги Мирового банка группу международных консультантов для подготовки аналогичного, практически готовому, ТЭО. При этом, на обсуждения данных планов с Послами, представителей Посольства Литвы в Украине даже не приглашают. Среди формируемой группы международных консультантов, уже работающим над проектом, литовцам места не находится. Реакция депутатов Херсонского городского совета была молниеносной. В марте 2016 года на имя, на тот момент, Министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского, уходит коллективное обращение, подписанное 2/3 депутатского корпуса, представителями всех депутатских фракций и групп. В нем депутаты, в очередной раз, информируют о проделанной работе литовскими специалистами по подготовке ТЭО проекта реформирования и развития Херсонского морского порта, настаивают на использовании результатов данной работы, указывают на не допущении не целесообразного расходования привлекаемых средств Мирового банка, рекомендуют привлечь представителей Литвы при подготовке окончательного проекта и документов на конкурс. Но, судя по действиям, в Министерстве инфраструктуры херсонских депутатов не услышали. А как же тогда реформа децентрализации? Или ее перекрыли намерения расходования появившихся средств Мирового банка?

Для кого в Украине законы писаны?

Такой вопрос все чаще можно услышать в Херсонских городских коридорах власти. На сколько он риторический? Каждый для себя в праве ответить сам. Судя же из действий городских депутатов, их убеждение, что законы должны выполняться всеми, в не зависимости ты обычный гражданин, местный чиновник, депутат или министр. При этом, многое зависит от твоего отношения к Украине, к ее единству и целостности, ее безопасности и перспективам успешного развития. Не стоит забывать, что Херсон расположен всего в 100 км. от границы с оккупированным Крымом и его экономические успехи – один из лучших рецептов укрепления безопасности в регионе. На фоне всего этого: доведенная до логического результата, в виде подготовленного литовскими и украинскими специалистами работа по проекту ТЭО модернизации объектов инфраструктуры Херсонского морского порта, включение в проект «умирающего» Скадовского порта – яркий пример для подражания, как должны действовать ответственные местные территориальные общины. Обязывающие к действиям факторы мы уже упоминали. Стоит к ним добавить, что из 4-х морских портов Херсонской области, реально работающим остался только один Херсонский. Грузооборот Херсонского МТП за период с 2013 по 2017 год упал в 2,5 раза и сохраняет тенденцию падения. Железнодорожные тарифы до Херсонского порта самые большие по сравнению с черноморскими морскими портами других областей Украины.

На фоне всего этого, в Херсоне, казалось бы, сделали невозможное. Подготовленныому проект реализации модели государственно-частного партнерства по Херсонскому и Скадовскому морским портам, не являясь высокоприбыльным, предоставлена роль выступить в роли катализатора значительного роста деловой активности в регионе, реализации уже инициируемых смежных проектов. Сам проект, в его привязке к инициативе создания нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку получает оценку геополитически важного со стороны партнеров из Литвы, Беларуси, Грузии, Турции, Азербайджана. Важность проекта отмечают представители Казахстана, Туркменистана, Ирана. При этом, акцентируя внимание на важность фактора времени.

В строгом соответствии с действующими нормами Закона Украины «О государственно-частном партнерстве», проект ТЭО по Херсонскому морскому торговому порту был внесен 8 ноября 2017 года на рассмотрение Министерством инфраструктуры Украины в качестве частной инициативы. Для тех, для кого законы Украины писаны, обязаны были в течении трех месяцев провести анализ внесенного проекта и преступить к подготовке и проведению конкурса (частный партнер определяется на конкурсной основе, при этом субъект внесения проекта не имеет никаких приоритетов во время его проведения). Но, уже прошло более 7-ми месяцев а результатов анализа проекта, из Министерских кабинетов, до сих пор нет. При этом, вместо того, что бы воспользоваться уже готовым проектом и не тратить зря привлекаемые средства международных финансовых организаций, 27 ноября 2017 года заключается договор между, находящейся в структуре Министерства инфраструктуры Украины, Администрацией морских портов Украины и Европейским банком реконструкции и развития. Договор по подготовке ТЭО для передачи в концессию ГП «Херсонский МТП». Предполагается, что на эту работу будет потрачено не менее 1 млн. Евро.

При этом, «Министерские чудеса продолжаются»:

- даже не упоминается о том, что эта работа уже выполнена литовскими и украинскими специалистами, находится на рассмотрении Министерства и ею, как минимум, можно воспользоваться;

- в группе привлеченных международных консультантов, уже традиционно, не нашлось места никому из литовских и украинских специалистов, работавших над внесенным проектом.

Дальше – больше. Пару недель назад появляется информация о намерениях КМУ до 2020 года приватизировать государственную стивидорную компанию Херсонский МТП. Данная инициатива не осталась незамеченной и в упомянутом выше обращении к Президенту и Премьеру, городские депутаты дословно проголосовали: «имея негативный опыт приватизации Херсонского речного порта (АСК “Укрречфлот”), защищая интересы Херсонской городской территориальной общины, депутаты Херсонського городского совета выступают категорически против приватизации Херсонского морского торгового порта и заявляют, что Херсон не продается».

Так что же имели ввиду под «Реформа децентрализации» в Администрации Президента и Кабинете Министров Украины? На кого, на какое государство работает Министр Омельян? Будет ли существовать и развиваться Херсонский морской торговый порт ? Будет ли укрепляться «экономический щит» Херсона и Херсонской области? Ответы на эти и другие вопросы, пути их решения депутаты Херсонского городского совета, как отметил городской депутат Евгений Назарян - «глаза в глаза», надеются услышать во время выездного заседания Кабмина в Херсоне с участием Президента Украины и Послов в Украине Литвы, Беларуси, Грузии, Азербайджана и Турции.

Вот только состоится ли это выездное заседание? Услышат ли на этот раз в Киеве депутатов областного центра, граничащей с оккупированным Крымом области?

Линк на принятые решения сессии Херсонского городского совета http://www.city.kherson.ua/act_search/3

В табличку необходимо внести номер решения 1429 и дату 05.06.2018, чтобы высветился именно этот документ