Пересечение русско-украинской границы в Херсонской области до сих пор крепко связаны с такими понятиями, как антисанитария, некомфортные условия пребывания и бесконечные вереницы автомобилей и людей с сумками.
Но в интервью, которое прозвучало в радио эфире ТРК Черноморская, заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк уверил жителей южного региона, что средства для обустройства КПВВ «Чонгар» в бюджете есть, а в скором будущем реконструкции дождется и КПВВ «Каланчак».
- Как так получилось, что деньги, выделенные из бюджета на ремонт и модернизацию трех КПП на Херсонщине просто вернулись обратно в бюджет?
- Средства из Резервного фонда были выделены в конце лета прошлого года и их необходимо было освоить до конца 2018 года, что не было сделано.
Мы успели только за счет своих собственных средств оплатить аванс за разработку проектной документации.
Для того, чтобы оформить передачу этих земельных участков государственному предприятию «Укринтеравтосервис», которое было заказчиком услуг по проектированию и строительству контрольных пунктов въезда-выезда, просто физически не хватило времени.
Пока сделали предпроект, преТЕО, пока перевели земли в «Чонгаре» - на «Каланчаке» еще до сих пор землеотвода продолжается - финансовый год закончился, и средства мы были вынуждены вернуть в бюджет государства. Поэтому в этом году мы нашли возможность финансирования за счет средств, которые нам дает Европейский Союз на развитие транспортной инфраструктуры, так контрольные пункты въезда-выезда и сервисные зоны вокруг них - это транспортная инфраструктура.
Мы заложили почти сто миллионов гривен на строительство КПВВ на этот год. Это средства переходные - они не сгорают в конце года, а могут перейти на следующий год. Проектный институт СБУ уже завершил разработку проектной документации. В понедельник, 25 марта проект был уже готов и направлен на экспертизу, а уже 1 мая мы сможем объявить тендер на ProZorro на строительство контрольных пунктов въезда-выезда.
- На каком из трех пунктов въезда/выезда быстрее всего произойдут перемены?
- По КПП «Чонгар» - полностью готовы документы с землеотводом. Земли переданы на баланс государственного предприятия «Укринтеравтосервис». Проведен ряд переговоров с заинтересованными сторонами, которые готовы дополнительно инвестировать в сервисную зону.
Мы строим контрольный пункт въезда-выезда и сервисную зону, которая необходима для комфортного прохождения нашими гражданами временной административной зоны разграничения.
- Что именно будет в той сервисной зоне?
- В сервисной зоне мы планируем построить Центр предоставления админуслуг, чтобы граждане Украины, которые живут на территории оккупированного Крыма и хотят путешествовать в ЕС без виз, могли пересечь административную границу по украинскому внутреннему паспорту, получить заграничный биометрический паспорт в ЦНАП, доехать до Херсона, сесть в самолет - мы развиваем аэропорт Херсон - и полететь в любую из стран Европы.
- Это правда, что в сервисных зонах людей начнут обслуживать торговые точки McDonald's?
- Руководство госпредприятия «Укринтеравтосервис» проводит переговоры с компанией McDonald's об установлении небольших ресторанов McDonald's в наших сервисных зонах КПВВ. McDonald's выставляет свои условия, госпредприятие определяется, в состоянии ли они будут их выполнить или нет. Что касается автостанций, то они предусмотрены проектом, но средств, которые заложило министерство инфраструктуры, для строительства автостанций пока недостаточно.
Мы проведем открытый конкурс - есть достаточно желающих автоперевозчиков, которые занимаются пассажирскими перевозками и готовы участвовать в конкурсе и в рамках совместной деятельности строить современную автостанцию, для того чтобы как можно быстрее начать работать на этих маршрутах.
Поэтому в перспективе мы средства на строительство самого КПВВ, сервисных зон для пассажиров и лиц, пересекающих админмежах, и комфортной автостанции.
Там будет комната матери и ребенка, полная доступность для лиц с инвалидностью. Будут комнаты отдыха для водителей автобусов, которые будут привозить и отвозить пассажиров, и водителей, которые едут на своих собственных легковых автомобилях.
Будет место для большой автостоянки, где люди, которые едут, например, из Львова в Крым, могут охраняемой стоянке, стать, отдохнуть, принять душ - что-то вроде небольшого автокемпинге.
-Имеется ли возможность легализовать бизнес перевозчиков, которые возят людей на территорию АР Крым со стороны Украины?
- Мы проводили не одно расследование пассажирского сообщения между оккупированным Крымом. Я вам скажу откровенно и уверенно: пассажирского сообщения с оккупированным Крымом нет. То, что люди, не выходя из автобусов, якобы пересекают административную границу - это откровенная ложь.
Там работают сотрудники СБУ, там работают сотрудники пограничной службы, военные. Ни разу пересечения административной границы с Крымом пассажирскими автобусами, маршрутками, наполненными людьми, не было.
Есть такой способ, когда людей везут нелегально к административной границе, затем они легально пересекают пешком административную границу, и запретить им этого никто не имеет права, а потом дальше садятся на другого перевозчика, который зарегистрирован на аннексированной территории.
Или перевозчик, который их туда довез - водитель на своем собственном транспортном средстве – пересекает границу, на что он тоже имеет полное право, и его пропускают. И потом где-то на отдаленной территории подбирает этих пассажиров и везет дальше. Такое есть. Но этот способ не запрещен - людям пешком проще перейти, а этому владельцу микроавтобуса самостоятельно пересечь административную границу в районе КПП «Чонгар», «Каланчак» или «Чаплинка».
- А вот маршруты от Киева, которые везут людей до одного из этих КПВВ, это легальные маршруты?
- Нет, это нелегальные маршруты. Маршрут должен иметь конечную точку. Конечная точка маршрута должно быть - автостанция. Автостанции там нет. Соответственно, легальных маршрутов к КПВВ на «Чонгаре» и «Каланчаке» нет. И это все, что происходит, когда забирают на ВДНХ и везут в Крым, - это нелегальные перевозчики. И в этом я вижу недоработки «Укртрансбезпекы».
Но есть еще другая сторона медали. Когда пассажиры хотят ехать туда, их водитель предупреждает: если нас остановят контролирующие органы типа «Укртрансбезпекы» или Национальной полиции, вы говорить, что мы - семья, едем отдыхать. Мы не запрещаем взять микроавтобус, посадить туда большую семью, и никто не сможет обвинить водителя в нелегальных перевозках пассажиров. И проверять у каждого документы и сверять соответственно, это семья или нет, нет таких полномочий нет ни у представителей «Укртрансбезопасности», ни у сотрудников Национальной полиции.
Здесь есть сговор двух сторон перевозчика и лиц, которые хотят туда доехать. Граждане должны осознавать, что пользуются услугами нелегальных перевозчиков, и если, не дай Бог, с ними что-то случится в дороге - никто им ничего не компенсирует.
К примеру, в прошлом году летом, на трассе Киев-Одесса нелегальный перевозчик вез людей на Черное море в Крым и попал в ДТП. Погибли маленькие дети, но получить компенсацию или добиться чего-то в суде было нереально, так как изначально было понятно, что нелегальный перевозчик ни за что ответственности не понесет.
Наши граждане должны осознать, что ездить можно только легальными перевозчиками, которые имеют установленные законом документы и колесят по легализованному маршрута. В таком случае их жизнь и здоровье находятся под защитой и они сами в случае возникновения чрезвычайно ситуации смогут рассчитывать на компенсацию морального или материального ущерба.
Читайте также: На Херсонщине поймали Домового, который воевал в ДНР