В Херсоне 6 мая стартовал проект «Художественно-урбанистический форум «Херсонский модернизм: назад в будущее». О проекте рассказала арт-критик Юлия Манукян.
«Архитектура Херсона погибает на наших глазах, она растворяется в пространстве, краски блёкнут, чистота уходит. Эту «книгу» всё тяжелее прочесть. Но у нас появилась возможность обратиться к её последним страницам, малоизвестным, но не менее важным для современной архитектуры – к эпохе модернизма. Проект «Художественно-урбанистический форум «Херсонский модернизм: назад в будущее» - наш шанс восстановить пробелы в «модернистском» прошлом города.
Вы думаете, в Херсоне нет значительных памятников ХХ века? Ошибаетесь. Херсон вполне мог бы занять достойное место и в национальных каталогах образцовой архитектуры, и в европейских. Мы собираем молодую исследовательскую команду из будущих архитекторов, дизайнеров и художников (16–25 лет), которые готовы прочитать неизвестные страницы «херсонского модернизма» и предложить интересные идеи по его популяризации.
Собственно, цель проекта – популяризация архитектуры модернизма в Херсоне, в период между 20-ми и 90-ми годами ХХ века. Для исследования мы привлекаем профессиональных историков архитектуры из Германии и Харькова, локальных экспертов.
Мы выберем по хронологии и стилистической яркости 12 объектов, исследуем их, разработаем проекты визуального и информационного «оживления» этих объектов, чтобы сделать их видимыми на карте города, как уникальное архитектурное наследие, и защитить от уничтожения и непрофессиональной реконструкции. В рамках проекта будет разработана специальная экскурсия, изданы экскурсионный буклет и календарь с 12 яркими «модернистскими» объектами, созданный на основе арт-проектов участников форума.
Модернизм в архитектуре и искусстве — термин, обобщающий несколько стилистических течений, возникших в ХХ веке, и сформировавший новый язык дизайна и архитектуры. Модернизм стремительно занял лидирующие позиции среди художественных стилей ХХ века и сохраняет их и в наши дни.
Тоталитарные режимы Европы пытались дискредитировать значение модернизма, выстроить теорию «слепой ветви в истории искусства», «временного всплеска свободомыслия», «интересного, но нежизнеспособного». Объекты советского конструктивизма 20-х-30-х годов в периферийных городах не попадали в списки достопримечательностей, не исследовались, и терялись в перестройках и разрушениях.
Советский постмодернизм 60-х-80-х годов и сейчас мало исследуется по идеологическим причинам (профанация закона о декоммунизации). Забытые памятники модернизма и постмодернизма в Херсоне, на наш взгляд, должны наглядно доказать, что и Херсон, периферийный город, не был отстранен от общеевропейского культурного развития, и имеет свои маленькие «шедевры».
Объекты периода модернизма между 20-ми и 90-ми годами иногда сохраняют аутентичность, их художественные и объемно-пространственные решения и сегодня вызывают удивление и восхищение, некоторые из них — уникальное явление — архитектурные эксперименты эпохи СССР, достаточно сложные по технологии. Но они настолько незаметны и обычны для жителей города, что их уникальность не воспринимается серьезно.
Архитектурный анархизм, низкий профессиональный уровень современных застройщиков нивелируют значимость тех немногих ярких объектов, которые должны быть выделенными и акцентированными. Но только просветительской работы недостаточно. Мы ставим перед собой задачу популяризировать наше наследие методами современного искусства, различных видов и жанров, побудить людей узнать больше и поделиться этими знаниями.
Сейчас в Херсоне возникла реальная угроза потерять некоторые из этих объектов, в частности, благодаря уничтожению уникальных фасадов и интерьеров в ходе реконструкции и ремонтов. Под угрозой - отель «Фрегат», одно из самых ярких «модернистских» зданий, настоящая архитектурная жемчужина», — рассказывает Юлия Манукян.
Архитектор и общественный деятель Андрей Луцик руководит проектом, арт-критик и журналист Юлия Манукян — куратор. Проект предусматривает участие ментора из страны Евросоюза. Им станет Дариус Вайчекаускас (Литва), председатель Клайпедского отделения Союза фотохудожников. У него есть опыт сотрудничества с украинскими художниками, в частности, и с херсонским фотографом Станиславом Остроусом, также членом команды проекта. Фото: Станислава Остроуса.
В 2019 году Дариус Вайчекаускас курировал выставку украинской фотографии «Love, Lust & Fury» («Любовь, желание и ярость») в Клайпеде. Он очень заинтересован в работе с контраверсивной темой сохранения «модернистской» архитектуры советского периода.
Руководитель общественного объединения «Информационный центр малого и среднего бизнеса и инноваций», Наталья Шальнова, профессиональный экскурсовод, разработает специальную экскурсию по избранным объектам из немалого списка модернистских шедевров Херсона.
Андрей Луцик и Юлия Манукян, члены партнерской общественной организации «Urban Re-Public», в прошлом году начали курс лекций по «неизвестной» архитектуре Херсона – вместе с представителем всеукраинского ресурса Ukrainian Modernism Дмитрием Соловьевым. Новый проект — логическое продолжением их просветительской деятельности.
Проект «Художественно-урбанистический форум «Херсонский модернизм: назад в будущее», который реализует общественное объединение «Информационный центр малого и среднего бизнеса и инноваций», поддерживаетЕвропейский Союз по программе «Дом Европы» Дім Європи.
Читайте также: Херсонский карантинный арт-проект «МЫ — одно целое»: мода из секонд-хенда