Херсонские троллейбусники отмечают сегодня, 10 июня, свой 60-летний юбилей. Трудная история становления, разрушения и восстановления городского электротранспорта — это то, что мы видели и хорошо знаем. Сегодня день, когда нужно вспоминать историю юбиляра и подводить итоги. Итоги херсонцев радуют. Благодаря международному кредиту, вскоре на улицах города появятся 50 новеньких троллейбусов и, может быть, новые маршруты. А вот об истории появления в Херсоне электротранспорта знает Виктор Хмель, известный исследователь херсонской старины.
«60 лет назад — 10 июня 1960 года — на улицах Херсона впервые появился электротранспорт. Лет тридцать назад в Херсоне насчитывалось 15 троллейбусных маршрутов, а на улицы города ежедневно выходило более сотни машин. Сейчас в 2020 году количество маршрутов равно семи, а на улицы Херсона ежедневно выходит около 36 машин.
Но историю городского электротранспорта нужно начинать всё же с 1900 года. Именно тогда Городская дума приняла решение «об устройстве в городе Херсоне электрического освещения». Подряд на постройку дизельэлектростанции и городской энергосистемы включал в себя одновременно сооружение городской трамвайной сети и введение ее в эксплуатацию.
Желающих взять столь выгодный долгосрочный подряд было достаточно много. Например, «Сименс и Гальске» или «Бельгийское анонимное общество электрической тяги и электрического освещения» — главный концессионер итальянских трамвайных линий.
Подряд решили отдать «своему» — родственнику одного из «думцев», предпринимателю Максимилиану Рындзюнскому. Получив подряд, и оставив в залог 15 тысяч рублей, деньги по тем временам немалые, Рындзюнский исчез из поля зрения херсонцев навсегда.
Спустя 3 года срок контракта истек, дума вновь приступила к поискам подрядчика и почти сделала выбор. Но тут началась русско-японская война, вслед за ней – революция 1905 года. Только к 1907 году, когда порядок был восстановлен, один из гласных думы — Пётр Соколов — предложил городу заем в 250 тысяч рублей для устройства в Херсоне электрического освещения. Теперь местное самоуправление решило не рисковать и обойтись без городского электротранспорта.
Кстати, к электротранспорту, в частности, к трамваю, Херсонщина имеет самое непосредственное отношение. В 1898 году в Олешках был похоронен умерший в крайней нищете, в армейском пансионе, изобретатель трамвая на электротяге полковник Пироцкий. Первый электротрамвай Пироцкого начал перевозить пассажиров в Санкт-Петербурге 3 сентября 1880 года. Немцы, братья Сименс, были лишь вторыми. Их трамвай пустился в путь на год позже, в 1881 году.
Первой альтернативой так и не построенного в Херсоне трамвая, были все же авто-омнибусы местного провизора Фортуса-Фаермана, которые начали работать в ноябре 1909 года. Правда, предприятие, при стоимости билета в 1 класс — 15 копеек, во 2 класс — для студентов и школьников, — 5 копеек, оказалось убыточным и просуществовало от нескольких месяцев до полугода.
Следующая попытка внедрения в Херсоне электротранспорта была предпринята уже в советское время. Однако, по каким-то причинам, готовое начаться строительство было свернуто, а изготовленные для трамвайной линии железобетонные конструкции использовали при возведении автомобильного моста через реку Кошевую.
В 1959 году был утвержден новый проект херсонского электротранспорта. Теперь, в качестве городского транспортного средства, решили использовать троллейбусы.